2021-07-02
02.07.2021
«Комсомольская Правда»
Тонна за тонной
Несмотря на дождливые прогнозы синоптиков, день добычи очередной юбилейной тонны угля выдался солнечным. Шутка ли – 95-миллионная тонна! Обычная рабочая смена, в угольном забое трудятся машинист экскаватора с помощником, машинист бульдозера и водитель БелАЗа. Вот только понаблюдать за их работой собралось немало зрителей – старейшие сотрудники разреза, коллеги, руководство, СМИ. Событие историческое! Времени на добычу юбилейной тонны ушло всего несколько минут, БелАЗ с углем и экипаж, который извлек из недр 95-миллионную тонну черного топлива, были встречены аплодисментами.
– Добыта 95-миллионнаяя тонна угля со дня введения в эксплуатацию разреза, – обратился к работникам разреза и гостям мероприятия генеральный директор АО «Красноярсккрайуголь» Андрей Ваулин. – В далеком 1983 году того, что сейчас вы здесь видите, не было. Только небольшая ямка и экскаватор «ворона». Прошло без малого 40 лет, и вот вами добыта очередная юбилейная тонна. Хочу от себя лично, от коллектива «Красноярсккрайугля», от генерального директора компании «Русский Уголь» Станислава Владимировича Грачева сказать вам слова благодарности – трудолюбивому коллективу прекрасного Переясловского разреза. Надеюсь, что в конце 2022 года мы снова встретимся здесь тем же составом, чтобы добыть 100-миллионную тонну. Хочу пожелать всем доброго здоровья! Спасибо вам всем большое!
Андрей Ваулин вручил коллективу разреза памятный адрес «За весомый вклад в развитие отечественной угледобывающей отрасли и истинную преданность своему делу». Сегодня вклад в добычу юбилейной тонны внесли: водитель автосамосвала БелАЗ Игорь Зорин, машинист бульдозера Андрей Лейман, машинист экскаватора Игорь Нечитайло и его помощник Егор Полуляшенко.
– Трудности прошлого года, пандемия не помешали нам. Сейчас ситуация меняется, производство наращивает мощности, все складывается только в лучшую сторону. В первом квартале этого года мы добыли на 26% больше угля, чем за то же время прошлого года, – отметил директор разреза Переясловский Евгений Солоненко. – Конечно, в этом главная заслуга нашего коллектива, дружного и сплоченного. Здесь работают с большой буквы настоящие люди, знающие свое дело, выполняющие любые задачи. Желаю вам и вашим семьям благополучия, сибирского здоровья и всего самого наилучшего!
Да я лучше работать…
В добыче юбилейной тонны участвовали, по словам Андрея Ваулина, лучшие из лучших горняков разреза, «хотя на Переясловском всех можно считать лучшими». Как все герои, к которым приковано внимание, угольщики оказались скромными и немногословными.
– На Переясловском разрезе я работаю уже 13 лет, водителем БелАЗа. До этого, конечно, работал на разных машинах, в основном небольших. Но решил попробовать пересесть на самосвал, потому что люблю большие машины. Чем больше, тем лучше! – смеется Игорь Зорин. – Перестроиться было несложно, но первое время коленки дрожали – машина габаритная. Чувствую ли себя сегодня героем? Вам честно? Мне страшно! Как перед экзаменом себя чувствовал. Вроде, обычная рабочая смена, а внутри неспокойно, чувствуешь ответственность. Дети увидят, гордиться будут!
Машинист экскаватора ЭКГ-5А №2 Игорь Нечитайло на вопрос: «Сложная была работа?» спокойно отвечает:
– Нет! Добыть уголь, загрузить в БелАЗы – и все. В угольной отрасли работаю, потому что так получилось. Работал помощником с 2010 года, потом стал машинистом. Когда узнал, что добыча юбилейной тонны выпадает на мою смену, отказывался, не люблю внимание, я лучше работать… Но конечно, есть чувство радости за весь коллектив. Коллектив у нас хороший, слаженный, поддерживаем друг друга.
Помощник машиниста экскаватора Егор Полуляшенко отучился в Иршинском техникуме горных разработок и устроился работать на разрез.
– Пошел учиться туда, что было поближе, – признается Егор. – Сейчас работаю и еще учусь в Красноярске в институте, потому что нужно двигаться и развиваться. А пока набираюсь опыта. Эмоции сегодня сильные! Рад за коллектив, за весь разрез, что у нас добыли 95 миллионов тонн угля! Это приятно!
В сердце разреза
Каждый год на Переясловский разрез поступают новые машины по инвестиционной программе расширения парка техники, которую реализует компания «Русский Уголь». На разрезе работают гидравлические, шагающие и электрические карьерные экскаваторы, высокопроизводительные роторные экскаваторы ЭР-1250, которые с легкостью загружают составы углем.
– Отечественная техника на нашем разрезе – это экскаваторы ЭКГ, есть шагающий экскаватор ЭШ 15/90, поменьше модель 10/70. Есть зарубежная техника марок Komatsu, Volvo, Hitachi, – перечисляет Александр Денискин, начальник горного участка Переясловского разреза.
На Переясловском разрезе добывают бурый энергетический уголь марок «2Б» и «3Б» с одним из наиболее высоких показателей калорийности среди бурых углей материковой части России – до 4 400 ккал/кг.
– Наш уголь самый калорийный, лучший из всех бурых углей на всем земном шаре, – уверенно заявляет Александр Денискин. – Самый-самый! Уникальный! Мы единственный разрез, где калорийность бурого угля достигает таких показателей.
Высокое качество, низкая себестоимость, благодаря эффективному ведению производственных работ, и как следствие – доступная цена. Именно поэтому переясловский уголь так востребован: небольшая его часть экспортируется, другая, более весомая, идет на нужды широкого круга внутренних потребителей – это и крупные генерирующие компании, ТЭЦ, ГРЭС, и структуры ЖКХ, и небольшие котельные. По госконтрактам уголь отгружается для котельных Минобороны. А Минэнерго закупает его для социальной программы: углем обеспечивают бывших работников угольной промышленности, вышедших на пенсию.
За качеством продукции на разрезе следит отдел технического контроля угля.
– Наш отдел – сердце угольного разреза. Система контроля качества в филиале «Переясловский разрез» разделяется на две ступени: первичный и исходящий контроль качества, – рассказывает Светлана Деева, начальник отдела техконтроля. — Первичный контроль — это контроль качества вскрытого угля в забое. Он необходим для формирования угольных складов под договоры-контракты конкретных потребителей. Исходящий контроль — это контроль качества угля, загруженного в ж/д полувагоны. Здесь используется механизированный комплекс контроля качества угля, который состоит из шнекового пробоотборника ПБШ-150 (для отбора проб из вагонов) и проборазделочной машины МПЛ-150М 1Р.
Экология в приоритете
Если продолжить тему качества, то нужно обязательно сказать и о качестве организации производственных процессов, и о мероприятиях по охране окружающей среды. В климатических условиях Сибири без угольных источников энергии пока не обойтись, но добычей нужно заниматься правильно.
Экологически ответственное производство на всех территориях присутствия – приоритет компании «Русский Уголь». В том числе и на Переясловском разрезе. Здесь регулярно обеспечивают пылеподавление на технологических дорогах. Еще одно преимущество разреза – отсутствие взрывных работ. Ну, и главное правило: добыл полезные ископаемые – восстанови природу. Когда горные работы завершаются, угольный забой засыпается, выравнивается, покрывается плодородным слоем почвы, и здесь высаживаются деревья. После рекультивации такие участки ничем не отличаются от молодых лесов.
В запасах Переясловского разреза около 260 млн тонн угля. Красноярские горняки уверенно обещают, что в следующем году добудут золотую 100-миллионную тонну.