2017-09-14

«Работа для настоящих мужчин»: Переясловский разрез в лицах

14.09.2017
NewsLab.ru

Рассказы горняков о деле всей своей жизни
«Поехали!». Водитель «Урала» что-то отвечает по внутренней связи, но слов уже не разобрать. Лестница задвинута, двери плотно закрыты, впереди — долгий путь. Наше путешествие в гости к горнякам Переясловского разреза начинается.

Переясловский разрез находится на месторождении бурого угля на территории Рыбинского, Уярского и Партизанского районов. Разрез входит в состав АО «Красноярсккрайуголь» группы компаний «Русский Уголь» — одного из крупнейших в России холдингов по добыче и отгрузке энергетического угля.
Разрабатывать разрез начали в 1983 году, но еще задолго до этого местные жители самостоятельно добывали ископаемое топливо, только одним им известным способом определяя, где уголь залегает ближе всего к поверхности земли.
Основной продукт добычи на разрезе — высококачественный бурый уголь марки «БР». Он отличается высшей степенью углефикации: сгорая, уголь выделяет от 4170 до 4500 килокалорий на килограмм. Кроме того, переясловский уголь содержит меньше кальция и имеет низкую зольность, поэтому используется для пылевидного и слоевого сжигания как на ТЭЦ и ГРЭС, так и в небольших котельных.

Наш «Урал» не спеша пробирается по дороге. Вдали огромный экскаватор методично обнажает угольный пласт, метр за метром. Еще пара поворотов, крутой подъем, и мы взбираемся наверх, к подножию этого железного гиганта.

Драглайн возвышается на краю созданного им же рва, не торопясь зачерпывая грунт и перекладывая его в сторону. Так вскрывается угольный пласт. Кажется, на эту работу уйдет целая вечность — ковш выглядит слишком маленьким. Но это из-за размеров экскаватора. На самом деле за раз он черпает по 10 кубометров породы.
Наш «вездеход» останавливается, и мы выпрыгиваем на землю, чтобы пообщаться с повелителями этих гигантов.

«С машинистом Михаилом Моисеенко работаем уже два года. Смена длится 12 часов, в это время говорим о семье, о доме — о своем, в общем. О работе тоже говорим, конечно. Находим темы — мы уже как родственники стали», — говорит Сергей Ретошкин, помощник машиниста шагающего экскаватора.

Переясловский разрез отличается многонациональным составом сотрудников: значительная часть из них — переселенцы с Украины. Раньше рядом был процветающий совхоз имени Ленина. Потом совхоз развалился, а разрез, наоборот, стал набирать обороты — стране нужен был уголь. Тогда народ и потянулся в горняки.

За разговорами мы не замечаем, как приезжаем на смотровую площадку. Отсюда хорошо видна вся панорама разреза. Там, где работы завершены, тянутся вверх молодые сосны. Но наше внимание все равно приковано к технике – гигантским шагающим экскаваторам, труженикам чуть меньших размеров – экскаваторам ЭКГ, которые добывают уголь, и многочисленным снующим в разные стороны самосвалам БелаЗ, занятым перевозкой угля и горной породы.

Но пора двигаться дальше. Несколько минут, и вот мы уже на угольном складе. Здесь хранятся запасы угля на 1 месяц. Все-таки живем в Сибири. И если из-за морозов добыча угля приостановится, отгрузка все равно продолжится.

Бульдозер делает последний заход, подгребая уголь поближе к вершине угольной горы, разворачивается и спускается к нам. Первое, что бросается в глаза — широкая улыбка машиниста.

Михаил Иванов — машинист бульдозера и отец пятерых детей — радуется гостям.
«Я шесть лет на разрезе, пришел сюда из совхоза. Техника мне эта нравится — я ведь с детства на тракторе, начинал еще с отцом. Здесь работы много: и на вскрыше, и на добыче! Люблю я бульдозер, и все тут!» , — искренне радуется Михаил.
На противоположной стороне склада идет погрузка топлива в вагоны.

«Я работаю на роторе. Мы с угольного склада черпаем уголь и грузим в вагоны. Грузить стараемся ровно, так и самим работать проще. У нас тут интересно — ребята не только уголь, но и бивни мамонтов поднимают, и другие экспонаты! — рассказывает машинист роторного экскаватора Александр Петецкий. — Нас на разрезе целая династия: племянники, сын — машинист экскаватора, брат — машинист на сортировочном участке. Правда, с сыном мы вместе не работаем, потому что оба — старшие в своих сменах. Раньше я был дальнобойщиком, накатался по всей России. 10 лет назад пришел сюда. Так сказать, поменял род деятельности кардинально и был очень рад этому: теперь охота постоять на месте».

«Так получилось, что я не уехал. Окончил курсы машинистов экскаватора и пришел на разрез. На разрезе нормально все, есть работа, есть деньги. Я живу здесь, здесь мой дом и семья: жена и двое детей. Я не хочу уезжать», — без сомнений говорит машинист роторного экскаватора Андрей Лакиза.
Машинисты возвращаются на рабочие места, а нас уже ждет следующий собеседник — водитель БелАЗа.

«С Александром Петецким мы дальние родственники. Нас, Петецких, много здесь. Но на Автотракторно-бульдозерном участке я такой один. У нас уже династия, но в этом участке никого не было, вот я и пошел сюда. У меня отец шофер, я пошел за ним. Теперь хочу и сына выучить на механика — может, и мной покомандует, — смеётся Сергей Петецкий, водитель БелАЗа.
Я на БелАЗе уже 17 лет. Поначалу было страшно, конечно — машина-то огромная! Но потом привыкаешь. А управлять БелАЗом легко, как иномаркой. Хоть одним пальцем!».
Уголь погружен, и перед отправкой потребителю остается только проверить его качество. Со склада мы отправляемся в последнюю точку нашего путешествия по разрезу — в отдел технического контроля. Он расположен на пути следования жд состава — пробы берутся прямо из полувагонов.
Раньше приходилось это делать вручную. Сейчас со всем справляется один небольшой механизированный шнек.

«Я устроился сюда, мне здесь нравится. Сам я местный, мой отец проработал на разрезе 18 лет. Другой работы здесь для меня нет, а я хочу жить в своей деревне. Я пробовал уезжать, жил в Томске — все равно сюда тянет. А конкретно на этом участке очень дружный коллектив, никакой ругани, понимаем друг друга с полуслова. Да и участок у нас самый чистый. Посмотрите: вот здесь цветы садим, территорию благоустраиваем», — рассказывает Контрольный мастер ОТК Егор Босый.

Как бы ни хотелось остаться, пора уезжать. Конечно, журналисту интересны такие экскурсии, но для горняков разрез — это в первую очередь работа. Впрочем, Переясловский разрез — это не только добыча угля, но и хороший отдых для сотрудников, занятия спортом, соревнования, спартакиады и даже пение: работники разреза создали вольную группу «Балагуры» и развлекают коллег по праздникам.
Сегодня разрез обеспечивает работой как жителей соседних деревень, так и более отдаленных населенных пунктов: здесь трудятся более 700 горняков из пяти районов края: Ирбейского, Канского, Рыбинского, Саянского и Уярского районов, Шарыпово и Назарово.
Студенты техникума горных разработок имени В.П. Астафьева регулярно проходят здесь практику, затем снова возвращаются на разрез уже в качестве специалистов. «Со времен 90-х много чего изменилось, и сейчас молодежь снова заинтересована в работе в угольной отрасли, главным образом из-за высоких для региона зарплат и возможности продвинуться без блата», — объясняют нам горняки. Переясловский разрез имеет хорошие показатели, поэтому бригады, выполняющие производственный план, могут очень неплохо зарабатывать. Люди, приходя сюда, остаются надолго – говорят, что «черное золото» реально затягивает.

Ищете стабильную работу в крупной компании?

Посмотреть вакансии
Заполнить анкету

Электронная приёмная Генерального директора

Написать директору

Онлайн заявка на уголь

Купить уголь

БУДЬТЕ В КУРСЕ